History
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
§ Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
§ Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинцииСычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие из одного из этих трёх центров.
§ Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации “Цзинъу” (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
§ Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.
§ Ушу-таолу
Тао-лу (сокращённо тао), буквально “комплекс дорожек” – комплекс приёмов ушу, в одиночном варианте являющийся аналогом боя с тенью. Парный вариант может являться как расшифровкой одиночного варианта, так боем двух партнёров против нескольких воображаемых противников. В отличие от “боя с тенью” движения в тао определены заранее и посвящены отработке того или иного аспекта школы ушу. По своей структуре тао-лу делится на “дорожки” – лу, состоящие из отдельных “форм” – ши. В соответствии с направлениями и стилями ушу существуют таолу, имеющие как боевую направленность, так и, в большей степени, гимнастический характер. Некоторые стили имеют таолу делящиеся на военные (У) и гражданские (Вэй). В настоящее время в Китае проводятся соревнования по таолу спортивного ушу. Таолу выполняют как без оружия, так и с оружием: с саблей, с мечом, с копьём и палкой.
Спортивное Тао-лу. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
§ Ушу-саньда (саньшоу)
—(кит. 散打 — «свободный бой») это спортивные спарринги.
Поединки проводятся в полный контакт в защитной экипировке, включающей шлем с защитой подбородка и висков, капа (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защита паха, возможно бинтование голени и бедер (по мед показаниям).
Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.
Туйшоу
Туйшоу (“толкающие руки”) — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
Шуайцзяо (борьба)
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отб
ирались лучшие борцы со всей

Снимок 1930-х. Китайская ассоциация шуайцзяо во главе с Тун Чжунъи (последний наставник по боевым искусствам телохранителей императора Китая)
маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника (“схватка” – это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногамипо ногам в зону от стопы до колена (исключительно).
Традиционное ушу
Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
Бацзицюань (Кулак Восьми
Пределов)
Гоуцюань (Кулак собаки)
Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
Илицюань (Кулак сознания, направляющего силу)
Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
Люхэбафацюань (六合八法拳) Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
Лянъицюань (兩儀拳/两仪拳) (Liang ицюань / Лян Yi Quan)
Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
Пигуацюань (Кулак рубок и подвешиваний)
Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
Синъицюань (Кулак оформленной воли)
Синьицюань (心意拳) Кулак сердца и воли
Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
Танланцюань (Кулак богомола)
Таньтуй (Пружинная нога) или (Пучинная нога)
Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
Уцзяцюань (Кулак семьи У)
Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
Хуацюань (Расцветающий кулак)
Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
Хуцюань (Кулак тигра)
Хэцюань (Кулак журавля)
Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
Чацюань (Кулак Ча-мира)
Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
Шуайцзяо (борьба, «быстрые броски»)
Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)
Традиционные виды ушу и цигун:
Ицюань (Дачэнцюань) 意拳
Ицюань, Дачэнцюань (意拳 Yiquan) — удивительно эффективная система гармонизации и саморазвития, являющаяся одновременно одним из самых мощных видов боевых искусств.Название трактуеся как кулак разума или кулак намерения, что подчеркивает важность сознания в обучении и боевом применении. «И» означает в данном случае сознание или намерение, «цюань» – кулак.
Ицюань в Японии известен под названием Тайкикен благодаря популяризации стиля японским последователем китайской традиции Кеничи Саваи.
Фундаментом Ицюань является внутренняя работа Синъицюань (形意拳 Xingyiquan).
Синъицюань (形意拳 xingyiquan) — один из самых сложных видов боевых искусств Китая, относящийся к семье внутренних стилей ушу.
Синъицюань переводится как кулак формы и намерения.
Синъицюань, неся ярко выраженный боевой аспект, является прежде всего мощной системой оздоровления и укрепления организма, уникальной практикой самопознания и самосовершенствования человека.
Синъицюань ещё трактуют как кулак пяти первостихий – усинцюань – или кулак пяти первоэлементов.
Такая трактовка соответствует пяти типам усилий синъицюань:
металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи),
дереву – пробивающее движение (бэн),
воде – буравящее движение снизу вверх (цзуань),
огню – взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао),
земле – поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн),
что соотносится с теорией китайской космогонии, согласно которой мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли,металла, воды, огня, дерева.
В синъицюань используются возможные комбинации таких взаимодействий.
Багуачжан (八卦掌baguazhang) — ладонь восьми триграмм — популярная система самосовершенствования и один из интереснейших стилей боевых искусств Китая. Относится к семье внутренних стилей ушу.
Основу багуачжан составляет древнейший принцип символизации природныхтрансформаций и изменений в человеке посредством графических схем И Цзин(Канон Перемен) — восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм.
Базовым способом тренировки багуачжан является отработка техник в передвижении по кругу.
Согласно космогонической концепции человек является микрокосмом, в котором происходят энергетические взаимодействия подобные макрокосмическим.
В багуачжан биоэнергетическая структура человека представлена в символической форме соответствия триграммам.
По преданию триграммы были изобретены родоначальником китайской цивилизацииФуси, который “вверху на небесах созерцал образы, а внизу на земле наблюдал узоры зверей и птиц”.
Триграммы обладают определёнными характеристиками
Они рассматриваются как символические аналоги частей тела или функциональных систем организма.
Мастера багуачжан говорят: “Всё тело — Восемь Триграмм”.
Базовым упражнением багуачжан является овладение правильной походкой-передвижением с генерированием особого внутреннего усилия, с помощью которогопроисходит порождение различных трансформаций багуачжан.
Тайцзицюань (太極拳, 太极拳 Tai Ji Quan) — буквально переводится как кулак Великого Предела, китайское боевое искусство, относящееся с семье внутреннихстилей ушу.
Тайцзицюань является эффективной системой самосовершенствования.
Как любой вид ушу, тайцзицюань несёт не только оздоровительный, но и боевой аспект.
Благодаря мягкой технике тренировок тайцзицюань приобрёл большую популярность не только в Китае, но и во многих странах мира.
Регулярные занятия по тайцзы улучшают здоровье и характер человека. Снимают депрессию, улучшают кровообращение, укрепляют суставы и дарят человеку счастье.
Гимнастика Ба дуань цзинь “Восемь кусков парчи”
Существует несколько видов гимнастики Ба дуань цзинь – жесткая (“военная” форма) и мягкая (“гражданская” форма); есть “стоячий”, “сидячий” и “лежачий” Ба дуань цзинь. Все виды гимнастики обладают мощным оздоравливающим еффектом.
Предлагаем вашему вниманию мягкую форму Ба дуань цзинь стоя.
Комплекс состоит из восьми упражнений (дуаней), которые, в свою очередь, делятся на несколько позиций. Движения мягкие и ритмичные, дыхание естественное.
Все упражнения выполняются с качествами “тянуть”, “растягивать”, “сжимать” и “выталкивать”, подобно выполнению упражнений с резиновым эспандером.
Каждый дуань повторяется 9 раз.
Бацзицюань (八_極_拳 Baji Quan) – Кулак Восьми Пределов.
Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит еще дальше.
Борьба шуайцзяо
Особенностью китайской борьбы является стремление борцов к мгновенному проведению бросков. Здесь нет “раздёргивания” противника как в дзюдо или самбо. Считается, что противника нужно уметь чувствовать заранее, и после взятия захвата немедленно бросать. За эту черту китайскую борьбу иногда называют 快跤 куайцзяо (“быстрые броски”).
Цигун
Цигун (氣功,气功, qìgōng) — “работа с энергией”.
В китайской традиции энергия ци считается главной жизненной силой человека. Практика цигун учит пробуждать, использовать и контролировать эту энергию.
Китайское оружие
За несколькотысячелетнюю историю развития боевых искусств китайцы придумали очень много видов оружия. Придумывали они их, етественно, не просто так, каждый из видов оружия создавался с определенной целью. Попытаемся хоть немного упорядочить это многообразие.
Классическим выражением в ушу является фраза “18 видов оружия”. Первоначально это действительно обозначало 18 различных видов оружия, которыми должен был владеть разносторонне развитый мастер боевых искусств. Однако постепенно число различных видов оружия возросло настолько, что стали говорить не о “18 видах оружия”, а о “18 классах боевой техники”. При этом под одним из видов понимали рукопашный бой, а под другими – владение древковым, лезвийным, метательным и т.п. оружием. Помимо стандартных армейских видов оружия, многие школы ушу имели свои специфические используемые для боя предметы. Примерами могут служить “лопата с полумесяцем”, “эмэйские иглы”, “кисть хранителя книги жизни”, “крюк петушиных когтей”, “челнок”, “старик преграждает лицо” (большая курительная трубка), “щипцы пяти драконов”, “тарелки знаков `цзы’, `у’ и уток-мандаринок” и т.д.
Кроме того, даже внутри одной разновидности можно выделить довольно сильно различающиеся между собой классы. К примеру в копьях можно выделить копья левостороннего хвата и копья правостороннего хвата, парные копья и “двуглавые змеи” (копья, у которых на каждом конце по наконечнику); если рассмотреть еще детальнее, то есть методы действий копьем, делающие упор на протыкание, вспарывание обрушивание и скольжение, а есть делающие упор на отдергивание, удар, рубку и разбивание. Еще есть такой метод применения, как “короткое использование длинного оружия”. Если классифицировать по именам, то можно выделить методы действий копьем семей Ян, Луо, Юэ, Ма, Ша, Ли и Ши, а также “копье шести взаимосоответствий”, “большое удивительное копье”, “эмэйское копье”, “волшебное летающее копье пяти крюков”. Отсюда видно, что рассказ о китайском оружии – дело нелегкое, разберем только основные виды.
Шест
Шест – самое первое оружие. Первыми орудиями охоты были палки и камни. Позднее в восстаниях поднимали шесты в качестве знамени и рубили деревья на оружие. Шест используется как оружие наиболее широко, потому его и называют “главой ста видов оружия”.
Шест имеет много названий. Самое распространённое – гунь (шест), его длина – 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь (“шест до бровей”), шест в 2м 65см – гунь (шест) или чжан (посох). Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг. Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. “Шест с зажатым ножом” – это шест, на одном из концов которого закреплён нож в 10-15см. Ещё существуют “трёхсекционный посох” (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), “спрятанный посох” (две палки одинаковой длины соединённые железной цепью в единое целое), “дубина волчьего зуба” (на древке из твёрдого дерева с одного из концов закреплён металлический зуб длиной более 30см).
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространённые на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времён династии Мин “Канон меча” Юй Даю и “Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом” Чэн Цзунъю.
В сравнении с другими видами оружия приемы шеста наиболее легки в освоении, и потому шест является базой для прочего оружия. Чэн Цзунъю в “Разъяснении истоков шаолиньских методов владения шестом” писал: “Во всех видах боевой подготовки для любого оружия есть чудесное использование, но нигде нет такого многообразия методов действий корпусом, руками и ногами, как в технике владения шестом. С копьём есть среднеуровневый укол, у кулака есть прямой удар – и с шестом есть прямой удар. С мечом-цзянь есть `оседлать лошадь и разделить гриву’, у кулака есть `вытянуться на лошади’ – и с шестом есть форма перешагивания меча. С плетёным щитом есть косое передвижение, в кулачных методах есть скачущий шаг – и у шеста есть форма осёдлывания лошади. В кулачных методах есть отступающий шаг вправо, с длинным японским мечом есть смотрение на меч – и с шестом есть форма разрубания горы в шаге… и так далее, всего не перечесть”. Шест закладывает базу овладения другими видами оружия, его приёмы естественны и не слишком трудны. Особенностью является то, что практически все приёмы – прикладные, очень мало декоративных. Созданные Ци Цзигуаном методы действий большим шестом состоят из ударов и уколов – куда уж проще.
Однако если на шест насадить наконечник – будет копье. Поэтому в приемах копья и шеста есть много общих мест. Ударяя шестом не в голову можно поразить лишь кожу и мясо, укалывая же шестом даже не имея острия можно поразить внутренние органы. Поэтому большинство приемов шеста близко к копейным, ибо это увеличивает убойную силу. У шеста хоть и два конца, но если применять им технику копья, то мощь возрастет вдвое. Если колоть концом шеста, то обе руки должны сместиться к другому концу, действуя шестом как копьем. Им можно ловко применять как уколы, так и вспарывания, оттягивания, рубящие движения. Но всё же нельзя забывать, что копьё идёт прямо, а шест – поперёк, “копьё колет по линии, шест бьёт в плоскости”. При действиях шестом нужно проявлять “быстроту”, существует поговорка: “шест порождает вихрь”. Если шест подобно кружащемуся вихрю будет рубить, бить, возвращаться и преграждать, то сила будет убийственной.
Меч-дао
Иероглифом “дао” обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф “да” – “большой”). Японские мечи китайцы тоже называли дао.
Меч-дао – это один из самых старых видов оружия в Китае. В “Исследованиях по древней истории” сказано: “Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао”. (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). “Истинные записи о двоице образов” гласят: “Хуан-ди сделал меч-дао”. Что же такое меч-дао? В “Изысканной красоте” говорится: “название меча произносится `дао’, когда разрубаешь полностью – это и есть удар этого меча”. В “Истинных записях о двоице образов” разновидности меча-дао описаны так: “Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом”. Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.
Меч-дао – это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Алебардой-дадао (“большой меч”) мог сражаться всадник, яодао (“поясной меч”) – пехотинец, а алебарду-пудао (“простой меч”) и шуаншоудай (“двуручную ленту”) могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание – что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.
При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса – ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в “Новой книге записей о достижениях” пишет: “Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул – и уже на чжан переместился, меч длиной 5чи – вот и бьёт на 1чжан 5чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены”. Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: “японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться” (“Трактат о боевых порядках”). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин (1644–1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что “меч-дао – полководец ста видов оружия”.
О том, как тренировать владение мечом-дао, существует поговорка: “С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом”.
Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются “обматывания головы”, “оборачивания затылка”, срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.
При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао (“меч в форме ростка” – так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.
При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность перемещений.
Дадао – это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы – рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые.
Мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать.
Меч-цзянь
Иероглифом “цзянь” в Китае обозначали прямой меч с двусторонней заточкой. Меч-цзянь – это один из древнейших видов оружия. В “Гуаньцзы” сказано: “Когда-то гора Гэлушань извергла металл. Чи Ю взял его и изготовил цзянь”. Из археологических исследований известно, что бронзовый меч-цзянь существовал уже при династиях Шан и Чжоу. В эпохи “Вёсен и Осеней” и Воюющих Царств развитие искусства владения мечом шло впереди других видов оружия. В “Чжуанцзы” в главе “Отучил фехтовать” имеются такие слова о мече: “Фехтуя я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но нанося удар позже его опережаю его в попадании”. Упоминаемая в “”Вёснах и Осенях” княжеств У и Юэ” юэская дева является необычайным мастером владения мечом, не только знает технику меча, но и разбирается в законах действий мечом. Она говорит: “Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит инь и ян, открываешь врата и затворяешь двери, инь бурлит – ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют цзин и шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение – как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам”.
Искусство меча древнее, долго развивалось и искусство изготовления мечей. Вошли в историю оружейники Оу Ецзы, Гань Цзян, Моу Се, работавшие в эпоху “Вёсен и Осеней” на территории княжеств У и Юэ. В 60-е годы в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня, прояснивший уровень оружейного дела той эпохи. Меч имеет длину более полуметра, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, имеется также инкрустированный синей глазурью узор, что показывает высокий уровень развития тогдашнего металлургического и кузнечного искусства.
Древние мечи были трёх видов. В “Чжоуских ритуалах” об этом сказано так: Меч длиной 3чи (ок. 1м) (с рукоятью) и весом 60лянов – это высший меч, использовался воинами высшего уровня. Меч длиной 2чи 5цуней (ок. 80см) и весом 45лянов – это средний меч, использовался воинами среднего уровня. Меч длиной 2 чи (66 см) и весом 35 лянов – низший меч, использовался воинами низшего уровня.
В многочисленных войнах меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и высокоэлегантность у гражданских лиц. Появилась мода на танцы с мечом. Во время войны между княжествами Чу и Хань некий Сян Чжуан танцевал с мечом во время Пира Лебединых Врат. При династии Тан за свои танцы с мечами Пэй Минь, каллиграф Чжан Сюй и поэт Ли Бо были прозваны “тремя непревзойдёнными”.
Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая – это обращение с мечом с длинной кистью, ещё называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Так тренировались аристократы, ученые-конфуцианцы, гражданские чиновники и т.п. Это было уже не искусство боя, а искусство танца. Вторая манера – это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, ещё называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приёмы многоизменчивые, движения резкие, это – реально-прикладное искусство обращения с мечом. Но меч-цзянь – легкий, короткий, утонченный, слабый, им трудно противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы.
Однако какой бы ни был меч-цзянь – с длинной кистью или с короткой – его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, родилась поговорка “меч-цзянь – красивейший из ста видов оружия”.
Копье
В “Отборные жемчужины вещей и событий” есть такое место: “Копьё – деревянное древко и металлический наконечник, идёт от Хуан-ди, распространено Кунмином (прозвище знаменитого полководца Чжугэ Ляна, эпоха Троецарствия)”. Копьё-цян состоит из наконечника и древка, вспомогательными элементами являются кисть и бахрома. Копья бывали различными, наконечники могли быть разного веса, поэтому у них очень много названий. При династии Мин в различных школах ушу использовались разные копья. Копьё семьи Ян имело длину около 6м, копьё семьи Ма – 3м 16см, бамбуковый шест семьи Ша – от 6м до 8м, ханькоуское копьё – 5м 30см, 5м 66см, 6м (из трактата У Шу “Записки о технике рук”, династия Мин). Ко времени династии Цин длина копий постепенно уменьшилась. Копьё длиной 1м 81см называлось бусяцян (“копьё разового шага”), 2м 31см – хуацян (“цветочное копьё”), 2м 71см – чжунпинцян (“среднее горизонтальное копьё”). Кроме них ещё имелось копьё длиной в 4м, именуемое дацян (“большое копьё”), 5м 66см – даганьцзы (“большая жердь”), 6м – мао. Так они и остались до наших дней.
Копьё называют князем и пронырой из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьём, изобретённых и улучшенных мастерами разных эпох. Рассмотрим, к примеру, методы владения копьём времён династии Мин. В них входили копьё семьи Ян, копьё семьи Ма, бамбуковый шест семьи Ша, короткое копьё семьи Ли, копьё семьи Ши, эмэйское копьё, шаолиньское копьё, ханькоуское копьё (согласно “Новая книга записей о достижениях”, “Трактат о боевых порядках”, “Записки о технике рук”), копьё семьи Цзинь, волшебное копьё Чжан Фэя, волшебное копьё пяти знаменитостей, копьё повёрнутого прорыва, копьё повёрнутого лезвия, копьё-шило, копьё-челнок, копьё-пестик, копьё-кисточка великого спокойствия, копьё отталкивания лошадей, прорывающее копьё выковыривания лошади, фиолетово-золотой дротик, копьё земляного языка (согласно “Краткое описание Южного Заречья”, гл. 8 “Общее описание оружия”).
В этих методах не только применяются различные копья, есть большие различия также в технике и манере, поэтому даже в одноимённых приёмах требования к движениям зачастую сильно различаются. Это многообразие методов естественно стимулировало развитие техники, что позволило копью стать главным из восемнадцати видов оружия.
Но если убрать у копья наконечник – будет шест. Поэтому в техниках копья и шеста есть много общих мест. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту. У Шу (династия Мин) в “Записках о технике рук” описывает методы действий копьём семьи Ма: “в основе лежит (копьё) семьи Ян, и использованы техники шеста”. В той же книге описаны шаолиньские методы действий копьём, в которые также за основу взяты техники копья, и к ним добавлены техники шеста.
Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема выполняемые один за другим в быстрой последовательности создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов). При уколе передняя рука ослабляет хват и позволяет древку свободно скользить внутри, что дает возможность полностью использовать длину копья и колоть на очень большом расстоянии. В этом – одно из основных отличий китайских приемов действий копьем от европейских.
Гибкое оружие
К этой категории можно отнести многосекционные стальные хлысты-бянь, а также люсинчуй (“молот-метеор” – груз на длинной веревке), кнут, шэнбяо (“дротик на веревке” – копейное острие на конце длинной веревки), фэйчжуа (“летающие когти”) и т.п. Все их объединяет наличие длинной гибкой части.
Такое оружие, как многосекционный хлыст, популярно в ушу и сегодня. Они состоят из рукояти (длиной где-то в ширину ладони), нескольких стальных палочек соединенных друг с другом наподобие цепи, и конечной части (делалась либо в форме копейного острия, либо затачивалась на манер ножа). Самым стандартным является девятисекционный хлыст-цзюцзебянь, но используются также семисекционный и тринадцатисекционный.
Атака осуществлялась хлещущими ударами, защита – отбивами в сторону с помощью хлеста по атакующему предмету, либо защитным вращением. Существует два типа школ боя с хлыстом: те, где большинство приемов выполняется стоя на ногах (в этом случае большинство вращений хлыстом выполняется в вертикальной плоскости), и те, где приемы проводятся в падении на землю (в этом случае большинство вращений хлыстом выполняется в горизонтальной плоскости).
Шэнбяо использовался охранниками караванов, которым требовалось (в случае нападения на охраняемый груз) быстро перебить побольше нападающих на как можно более дальней дистанции. Копейное острие металось как дротик, а с помощью веревки его возвращали обратно. При этом метание происходило не из руки, а с помощью предварительного раскручивания наконечника на веревке подобно праще.
Люсинчуй – это фактически кистень. Был особенно хорош для преследования убегающего противника.
Гибкое оружие считается наиболее трудным для освоения, и поэтому сегодня, когда холодное оружие утратило свое значение для самообороны, владение им тренируют немногие. Самым важным элементом в освоении гибкого оружия является искусство быстрого наматывания и сматывания его на различные вовремя подставленные части тела. Это дает возможность быстро изменять радиус поражения, скорость боевой части, неожиданно изменять направление движения.
Тайное оружие
Под тайным оружием понимается оружие, которое носится спрятанным и применяется неожиданно для противника. Классическим китайским тайным оружием является дротик-бяо. Это слово даже дало жизнь всем терминам, связанным с охраной: охранник каравана – бяокэ, бюро по охране караванов – бяоцзюй и т.п. Дротик делался из стали, имел острие треугольной формы, длиной был около 12см и весил 100г. Дротик весом в полкилограмма назывался “золотым дротиком”. Существовало два способа метания дротика – с прямого, и с обратного хвата.
Другим видом тайного оружия являются рукавные стрелы-сюцзянь. Они заряжались в помещаемые в рукавах круглые трубки, в которых находился стреляющий механизм. Одно нажатие на кнопку – и стрела вылетала. Длина трубки – около 20см, длина стрелы – около 15см.
Хотя эти два вида тайного оружия во многом похожи, но для применения рукавных стрелок требуется гораздо меньше силы, дальность выстрела полностью зависит от мощности пружины. Дальность же метания дротика полностью зависит от величины усилия запястья. Оба вида оружия должны точно поражать цель, потому применение дротика гораздо труднее, чем использование рукавных стрелок. Оттого и родилась поговорка “сто дней на рукавные стрелы, тысяча дней на дротики-бяо”.
Дробящее оружие
Здесь имеются в виду булавы, молоты и палицы. В древности существовали каменные булавы, бронзовые, железные. В течение долгого исторического периода булава была одним из важнейших видов оружия, используемых в армейском строю. В “История династии Ляо” (династия Ляо была установлена племенем киданей (чжурчжэней))в разделе “Военные записи” говорится, что все кидани от 15 до 50 лет подлежали воинской повинности, были обязаны иметь боевого коня, железный доспех и комплект оружия, в который входила и булава. При династии Сун знаменитый полководец Юэ Фэй использовал булавы, “в каждом сражении сжимал в руках две булавы в восемьдесят цзиней” (“История династии Сун. Юэ Фэй”). В современных мерах сунские 80цзиней – это 95.5кг.
Метательное оружие
Помимо обычных для всего мира лука и стрел, в Китае довольно рано появился арбалет. Известно, что из арбалета стрелял еще Конфуций. В средние века многие тайные общества в свою боевую подготовку включали также и стрельбу из арбалета-ни.
Естественно, много видов оружия осталось неупомянутым: секиры, топоры, “когти”, рогатины и еще много всякого, чему в привычных терминах просто нет эквивалентов. К примеру, Ци Цзигуан во время отражения японских набегов в XVI веке придумал новый вид оружия – гэньсянь, еще именуемый лянсянь. В отечественной литературе это оружие иногда именуют “волчехвостой метлой”. Существовало две его разновидности – из железа и из бамбука. Представляло оно собой длинное древко, на которое насаживалось нечто типа рогатины. В применении требовалось “двигаться отрядной стеной, армия – единая створка двери”. Оно использовалось против всадников, либо для прикрытия в атаке людей, вооруженных длинными копьями, секирами, алебардами.
Веер в Китае имеет давнюю историю.
Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.
В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.
При династиях Суй и Тан (581 – 907 гг.) были распространены круглые веера «ваньшань», известны также и другие названия – «гунань», «хэхуаньшань» и «гуаньшань». Такие веера были сделаны из бамбуковых или деревянных пластинок и из тонкой шерстяной ткани. В первые годы династии Тан встречается много вееров овальной формы, впоследствии главенствуют круглые веера. Несмотря на многообразие форм, девушки всегда предпочитали круглые веера. Во многих древнекитайских стихотворениях встречается упоминание веера.
При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.). Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.